Педагогам

МБОУ "Калининская средняя
общеобразовательная школа"

 

Педагогам

 

Приемы деятельности учителя,способствующие мотивации учения

  1. Общая доброжелательная атмосфера.
  2. Радость успеху ученика.

  3. Включение учащихся в познавательную деятельность.

  4. Сотрудничество учителя и учащегося.

  5. Помощь учителя в виде советов.

  6. Привлечение учеников к оценочной деятельности.

  7. Занимательность изложения.

  8. Необычная форма преподнесения материала.

  9. Эмоциональность речи.

  10. Познавательные игры.

  11. Создание ситуации спора и дискуссии.

  12. Анализ жизненных ситуаций.

  13. Применение мер поощрения и порицания.

  14. Наглядность.

  15. Раскрытие значимости знаний.

 

Как активно слушать ребёнка 

  1. Применяйте  этот метод всегда, когда ребёнок встревожен, обижен, расстроен, когда ему что-то не удалось, когда ему больно, обидно, страшно, когда с ним были грубы или несправедливы.

  2. Повернитесь лицом к ребёнку;

  3. Ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка;

  4. Сядьте рядом, притяните его к себе ближе;

  5. Ваши ответы должны быть утвердительными;

  6. Умейте держать паузу;

  7. Не навязывайте ему свои замечания, выводы, соображения.

  8. Применяйте «Я-высказывание».

  9. Будьте искренни с ребёнком.

 

Педагогические настрои

Настрой на дорогу в школу

     Здравствуй, дорога, ведущая меня к своим делам. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня. Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своём пути.

Настрой на приход в школу.

     Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого я сейчас встречу. Моё лицо излучает свет, тепло и благожелательность. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, с которыми меня объединяет любовь к детям и истине. Я понимаю, что в школе сегодня живётся трудно. Школа отражает и несёт в себе все беды и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужества вынести все трудности нашего существования. Мы будем стойкими как сто оловянных солдатиков!

Настрой на урок

     Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нём. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я чётко представляю себе план урока и что я должен на нём сегодня сделать. Проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задание на дом – всё это я свободно держу в своей голове. Я готов  к непредвиденным ситуациям, у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещён улыбкой.

Настрой на разговор с родителями

     Да, к сожалению, мне приходится воспитывать не только детей, но и их родителей. Для многих из них школа – как камера хранения,  куда они сдают своих детей на время своей работы. Я буду терпелив, ровен и невозмутим, убеждая родителей своих учеников в том, как им надо обращаться с их же детьми. Я понимаю, что у большинства из них нелёгкая жизнь.

 

 

Рекомендации по взаимодействию с трудными детьми

     Коррекционная работа должна вестись параллельно работе с взрослыми: родителями и педагогами.

 

  1. Если вы чувствуете, что конфликтная ситуация вышла из-под контроля и опасаетесь за жизнь и здоровье ученика, то не пытайтесь её уладить самостоятельно. Обратитесь за помощью к третьим лицам: социальный педагог, милиция, администрация школы.

  2. В случае провала примирения и неоднократные нарушения дисциплины (оскорбления, угрозы, вымогательство) ведите Индивидуальный дневник поведения. Систематическое заполнение документа, сбор жалоб и заявлений от пострадавших будет служить в качестве страхового полиса при общении с родителями провинившегося ребёнка и  поможет избежать неприятностей и упрёков со стороны администрации школы  (вносите и отрицательные и положительные моменты).

Варианты поведения, требующие оценки.

Негативные действия, требующие порицания:

  1. дерётся, толкается, задирается.

  2. портит школьное и личное имущество других учащихся.

  3. перебивает учителя, болтает во время урока, выкрикивает ответ, даже если его не спрашивали.

  4. покидает без разрешения учителя своё рабочее место, класс, игровую площадку.

  5. бранится и сквернословит.

  6. дразнит, оскорбляет  или донимает других детей.

  7. шумит, постоянно привлекая к себе внимание.

  8. кривляется – классный клоун.

Социальное поведение:

  1. объединяется с одноклассниками.

  2. играет с равными, соблюдает правила при игре.

  3. сотрудничает в группе.

  4. остаётся на отведённом месте.

  5. работает, играет тихо.

  6. вовремя приходит на уроки.

  7. опрятно одет, содержит рабочий стол в порядке.

Учебная деятельность:

  1. выполняет домашнее задание по __________________.

  2. всегда записывает домашнее задание.

  3. вовремя приносит домашнюю работу в класс.

  4. имеет все необходимые принадлежности для работы на уроке.

  5. выполняет классную работу аккуратно (неаккуратно).

  6. выполняет контрольные работы самостоятельно.

  7. спокойно и адекватно реагирует на указания учителя.

3.    Конфликты, драки, оскорбления, факты вымогательства и преследования необходимо пресекать немедленно (возьмите «тайм-аут», проведите примирительную беседу, классный час – попытайтесь решить проблему всем коллективом)

4.    В классах, где есть постоянные конфликты, необходимо проводить групповые тренинги на развитие общения, повышение коммуникативной культуры.

5.    Чаще привлекайте сотрудников милиции, обращайтесь в школьную службу примирения.

6.    На родительском собрании проведите психолого-педагогический ликбез родителей по проблеме агрессивного поведения и других отклонений у детей (без названия фамилий).

7.    В местах скопления детей должен постоянно присутствовать взрослый.

8.    Введите школьную униформу! т. к. внешний вид (включая элементы одежды, украшения) – главная причина неравенства в обращении детей друг с другом и с педагогами.

9.    Совместно с детьми проведите конкурс социальных проектов: модель хорошей (отличной) школы.

10.   Если ребёнок не может адаптироваться в классе, рекомендуйте родителям перевести его в параллельный класс (другую школу)

11.   Привлекайте детей и родителей к активной деятельности в школе. (спортивные секции и др.)

12.   Во время разговора не «загоняйте» правонарушителя в угол, угрожая директором, милицией и т. д.

 

 

Как вести себя с агрессивными детьми

 

     1. Когда агрессия неопасна и объяснима, используйте позитивные стратегии:

1.      полное игнорирование реакций ребёнка/подростка.

2.      выражение понимания чувств ребёнка («Конечно, тебе обидно, но….»)

3.      переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, по    жалуйста, достать вот  это пособие, ты ведь выше меня»)

4.      позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

1. После того, как ребёнок успокоился, обсудите с ним его поведение. Опишите ему, как он вёл себя во время проявления агрессии, какие слова  говорил, какие действия совершал, не давая  при этом никакой оценки, т. к. оценка вызовет протест и раздражение и уведёт от решения проблемы. Анализируя поведение обсудите только те факты, которые произошли здесь и сейчас, не припоминая прошлых проступков. Покажите негативные стороны его поведения, продемонстрируйте, что агрессия вредит больше всего ему самому. Укажите на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

2. Путь снижения агрессии – установление с ребёнком обратной связи. ИИспользуйте приёмы:

- констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать силу?»);

-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

- аппеляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Если Вы управляете отрицательными эмоциями, то не подкрепляете агрессивное поведение ребёнка, сохраняете с ним хорошие отношения и показываете, как надо общаться с агрессивным человеком.

4.      Снижение напряжения ситуации.

Вы усилите напряжение и агрессию если:

- повысите голос до крика, измените тон на угрожающий; будете негодовать;

- демонстрируете власть («Учитель здесь пока ещё я», «Будет так, как я скажу»);

- демонстрируете агрессивную позу и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- используете насмешки, высмеивание, передразнивание, сарказм, нотации, проповеди, «чтение морали»;

- негативно оцениваете личность ребёнка, его близких или друзей;

- используете физическую силу; команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды;

- втягиваете в конфликт посторонних людей;

- непреклонно настаиваете на своей правоте;

- используете обобщения типа: «Все вы одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;

- сравниваете ребёнка с другими детьми (не в его пользу);

Некоторые из этих реакций могут остановить ребёнка на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения приносит гораздо больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение поступка

( проводим наедине, спокойно и объективно обсуждаем негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность для окружающих и для самого агрессора);

6.      Сохранение положительной репутации ребёнка.

 Для этого нужно:

– публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

     - не требовать полного подчинения, позволить ему выполнить Ваше требование по-своему;

    - предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

(нерефлексивное слушание – внимательно молчать, уметь держать паузу – ребёнок успокаивается, прояснять ситуацию с помощью наводящих вопросов, использовать юмор, признавать чувства ребёнка).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".